Д.Малыхин "О некоторых инициативах по укреплению взаимодействия внешнего и внутреннего аудита"
Раздел: Функционирование СВА
Малыхин Д.В., дипломированный внутренний аудитор, Институт внутренних аудиторов
http://www.bankir.ru/analytics/svk/216/43399 16.12.2005
опубликовано в журнале «Бухгалтерия и банки», № 2, февраль 2006 г.
Одним из наиболее важных компонентов корпоративного управления является внутренний аудит, как функция, обеспечивающая оценку надежности, качества управления, состояния внутреннего контроля в организации. Задача построения эффективных систем управления рисками и внутреннего контроля стоит перед органами управления банка — Советом директоров и Правлением, и внутренний аудит оказывает органам управления содействие в решении этой задачи, применяя комплексный, системный подход, независимый от позиции бизнес-подразделений организации. Как следствие, перед органами управления возникает и задача обеспечения высокого качества работы самой функции внутреннего аудита, привлечения в это подразделение квалифицированных специалистов, которые могут не только и столько проверить выполнение другими подразделениями своих задач, но и принести пользу организации в целом, предлагая возможные пути решения возникающих проблем и выявляя возможности более эффективного использования ресурсовi. Аналогичные задачи и проблемы возникают и перед внешними аудиторами.
Потребность в повышении квалификации риск-менеджеров, контролеров и аудиторов для банков увеличивается также в связи с введением нового Соглашения о достаточности капитала «Базель 2».ii В условиях интенсивного развития банковского бизнеса и ограниченных кадровых ресурсах руководитель службы внутреннего аудита, прежде всего, должен укомплектовать службу высококвалифицированными кадрами, разумно распределить задачи между имеющимися сотрудниками и спланировать свою работу с учетом рисков, свойственных операциям банка.iii Одним из распространенных в международной практике способов решения внутренним аудитором задач повышенной сложности является привлечение на временной, контрактной основе внешних аудиторских фирм и консультантов (т.н. «аутсорсинг»), однако, для российских банков этот вариант практически запрещен,iv в связи с чем даже небольшие банки вынуждены создавать избыточные контрольные службы и сталкиваются со сложной задачей укомплектования этих служб дорогостоящими кадрами с достаточной квалификацией.
Учитывая интересы всего аудиторского сообщества, Институтом внутренних аудиторов в 2004-2005 гг. были предприняты несколько инициатив, направленных на укрепление взаимодействия внешних и внутренних аудиторов, а также на расширение признания квалификационных аттестатов внешних и внутренних аудиторов.
Предложения по внесению изменений в закон «Об аудиторской деятельности»
Рассмотрев проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» (далее - проект Закона, в варианте, представленном Правительством РФ в Государственную Думу РФ), Институт внутренних аудиторов предложил внести в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 № 119-ФЗ (далее - базовый Закон) некоторые дополнения и изменения, направленные на совершенствование правового обеспечения функций внутреннего контроля и аудита в организациях, деятельность которых носит публичный характер.
Необходимость совершенствования правового обеспечения контрольных функций в таких организациях связана, прежде всего, с наличием в Федеральном законе «О Центральном банке (Банке России)» (статья 95) и Федеральном законе «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ» (статья 25) положений, предусматривающих создание в Банке России и ГК «Агентство по страхованию вкладов» подразделений (служб) внутреннего аудита, но не раскрывающих понятие «внутренний аудит». В других законодательных актах это понятие также не раскрывается, хотя используется в различных нормативных актах.v
Рекомендации об использовании при планировании и осуществлении аудита информации о состоянии внутреннего контроля аудируемого лица, содержащиеся в Правилах (стандартах) аудиторской деятельности, утвержденных Правительством РФ (постановление от 23.09.2002 № 696), по нашему мнению, не носят обязательного характера для аудируемых лиц и не полностью раскрывают содержание понятия «внутренний аудит».
Кроме того, рядом нормативных актов государственных органов регулирования финансовых рынков предусматривается создание подразделений (служб) внутреннего контроля (аудита) кредитных организациях, организациях - профессиональных участниках рынка ценных бумаг. Из наиболее важных ведомственных нормативных актов в данном случае следует назвать Положение Банка России от 16.12.2003 № 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах» и «Кодекс корпоративного поведения», введенный Распоряжением ФКЦБ РФ от 04.04.2002 № 421/р. Определения понятия «внутренний аудит», сферы компетенции служб внутреннего контроля (аудита) при этом не согласованы в разных документах и могут вызывать различные недоразумения.
Необходимо также отметить многочисленные факты существования служб внутреннего аудита и широкое распространение в последнее время практики создания специализированных подразделений внутреннего контроля и (или) аудита в страховых организациях и организациях, привлекающих инвестиции и займы на внешних рынках, с учетом рекомендаций международных профессиональных ассоциаций и требований национального законодательства в странах происхождения инвесторов. Роль и значение внутреннего аудита в управлении предприятием в настоящее время оценена бизнесом. Наличие подразделения внутреннего аудита является положительным сигналом для потенциальных инвесторов и кредиторов, повышает инвестиционную привлекательность предприятий. Правила крупнейших фондовых бирж предусматривают осуществление функции внутреннего аудита предприятии-эмитенте для попадания ценных бумаг в котировальный лист биржи.
Как следствие, пробел в законодательстве:
- не создает стимулов для повышения уровня внутреннего контроля в организациях, осуществляющих наиболее рискованные финансовые операции со средствами клиентов, и на предприятиях, деятельность которых носит публичный характер (кредитные организации, страховые организации, организации - профессиональные участники рынка ценных бумаг, государственные и муниципальные предприятия, учреждения, предприятия с долей государственной и (или) муниципальной собственности в уставном капитале свыше 50%, предприятия, являющиеся естественными монополиями),
- лишает возможности квалифицированных специалистов, аттестованных Министерством финансов РФ в качестве аудиторов, сохранять действующий статус квалификационного аттестата аудитора при смене места работы в аудиторской организации на аналогичную работу в аудируемой организации.
С учетом изложенного и руководствуясь Международными профессиональными стандартами внутреннего аудита (утв. Институтом внутренних аудиторов, ред. 2004 г.vi), предложено внести изменения и дополнения в первую статью проекта Закона.
- В пункте 2 относительно статьи 1 базового Закона - дополнение следующего содержания:
«Внутренний аудит - деятельность работников аудируемых лиц по предоставлению независимых и объективных гарантий и консультаций, направленных на совершенствование деятельности аудируемых лиц. Внутренний аудит помогает достичь поставленные цели, используя систематизированный и последовательный подход к оценке и повышению эффективности процессов управления рисками, контроля и корпоративного управления». - В пункте 8 относительно статьи 7 базового Закона - дополнение следующего содержания:
«Подразделение внутреннего аудита создается в обязательном порядке в кредитных организациях, страховых организациях, организациях - профессиональных участниках рынка ценных бумаг, в государственных и муниципальных предприятиях, учреждениях, предприятиях с долей государственной и (или) муниципальной собственности в уставном капитале свыше 50%, а также предприятиях, являющихся естественными монополиями». - В пункте 9 относительно статьи 9 базового Закона - дополнение следующего содержания:
«Порядок формирования и деятельности подразделения внутреннего аудита определяется высшим органом управления аудируемого лица, а в аудируемых лицах, являющихся акционерными обществами – Советом директоров (Наблюдательным советом) общества». - В пункте 14.а) относительно статьи 16 базового Закона - изменение текста в третьем абзаце:
нынешняя редакция:
«пункт «6)» дополнить словами «, за исключением … работников подразделений внутреннего контроля кредитных организаций, на которых в соответствии с их должностными инструкциями возложены обязанности по проведению проверок бухгалтерской отчетности данных кредитных организаций, …..»;
предлагаемая редакция:
«пункт «6)» дополнить словами «, за исключением …. работников подразделений внутреннего аудита предприятий и организаций, подлежащих обязательному аудиту, работников подразделений кредитных организаций, страховых организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, на которых в соответствии с их должностными инструкциями возложены обязанности по осуществлению внутреннего аудита или внутреннего контроля за деятельностью организации, …».
Указанные предложения были обсуждены на встречах членов Института, рассмотрены на заседании комитета по банковскому аудиту Ассоциации российских банков 25 апреля 2005 г., направлены в Министерство Финансов РФ, Федеральную Антимонопольную Службу РФ, а также в Государственную Думу Федерального Собрания РФ для использования в работе над законопроектом.
Международное признание российских сертификатов.
По инициативе российского филиала Института внутренних аудиторов в перечень видов профессиональных сертификатов (дипломов, аттестатов), принимаемых в зачет четвертой части экзамена для получения профессиональной степени «Дипломированный внутренний аудитор», в 2005 г. включена одна из самых известных российских квалификационных категорий - квалификационный аттестат аудитора, выдаваемый Министерством финансов Российской Федерации.
Учитывая, что организация в Российской Федерации системы аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов возложена на Министерство финансов Российской Федерации, Институт внутренних аудиторов обратился в Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности и бухучета Министерства финансов РФ за содействием в заполнении заявки, представляемой для рассмотрения Регентскому Совету The Institute of Internal Auditors для получения признания квалификационного аттестата аудитора в зачет 4-й части экзамена CIA.
Такое содействие было получено, и в июле 2005 г. соответствующее ходатайствоvii было направлено в Регентский Совет The Institute of Internal Auditors, который принял в октябре 2005 г. решение о признании первого российского сертификата (краткое наименование RAQC). В качестве приложения к ходатайству в Регентский Совет направлен комплект документов, регулирующих порядок аттестации аудиторов в России, переведенный на английский язык впервые.viii
Решение Регентского Совета было основано на том, что:
- для подготовки к сдаче квалификационных экзаменов на получение аттестата аудитора по российским стандартам требуется изучение большого объема информации не только о правилах учета операций, но и других многочисленных вопросов по всему спектру корпоративного управления, управления рисками, внутреннего контроля и аудита,
- существуют особенности российской практики ведения бизнеса, управления, ведения переговоров и планирования, в целом среда бизнеса отличается от зарубежной.
Кроме того, в целом требования к кандидатам на получение сертификата CIA и квалификационного аттестата аудитора в Российской Федерации, система аттестации аудиторов в Российской Федерации и аналогичные международные системы аттестации, имеют много похожего.
Информация о решении Регентского Совета The Institute of Internal Auditors доведена до Министерства финансов Российской Федерации и 24 ноября 2005 г. рассмотрена на заседании Совета по аудиторской деятельности при Минфине РФ.ix
Программа сдачи экзаменов на получение профессиональной степени по внутреннему аудиту «Дипломированный внутренний аудитор» («Certified Internal Auditor» или CIA) разработана и администрируется Институтом внутренних аудиторов (The Institute of Internal Auditors, IIA), основанном в 1941 г. в СШАx.
Сертификат CIA является единственным международным сертификатом для внутренних аудиторов и одним из наиболее ценимых профессиональных сертификатов в мире (наряду с CPA, CMA, ACCA, CIMA). Требования к теоретической и практической подготовке для сдачи экзамена позволяют кандидату на получение степени CIA систематизировать и улучшить знания в области внутреннего аудита и управления рисками. Получение сертификата CIA повышает статус и подтверждает профессиональную квалификацию его обладателя, являясь свидетельством высокого класса специалиста и открывая путь к успешному развитию карьеры. Экзамен принимается дважды в год - в мае и ноябре. Экзамен можно сдавать в более чем 200 городах мира на английском, французском, немецком, испанском, итальянском, иврите, китайском и некоторых других языках. В перспективе экзамен планируется проводить и на русском языке. C 1974 года, когда экзамен был проведен в первый раз, звание CIA получило около 47 тыс. профессионалов по всему миру. С ноября 2000 г. экзамен проводится в Москве.xi
Первая часть экзамена «Роль внутреннего аудита в процессах управления рисками, контроля и корпоративного управления» посвящена знанию Профессиональных стандартов внутреннего аудита; определению понятий внутреннего аудита, внутреннего контроля, управления рисками, корпоративного управления; роли и задачам внутреннего аудита; вопросам определения приоритетов деятельности внутреннего аудита, а также планирования и подготовки аудиторских заданий.
Вторая часть «Проведение аудиторских заданий» посвящена вопросам методологии проведения внутреннего аудита и других аудиторских заданий; вопросам аудиторского инструментария; общим вопросам на тему мошенничества.
Третья часть «Бизнес-анализ и информационные технологии» включает в себя следующие разделы: бизнес-процессы; финансы и финансовый учет; управленческий учет; законодательное регулирование; информационные технологии.
Четвертая часть «Навыки управления бизнесом» включает разделы: стратегическое планирование; глобальная среда бизнеса; организационное развитие; управленческие навыки; навыки ведения переговоров. В зачет четвертой части экзамена («экстерном») могут быть приняты другие признанные сертификации в области аудита и управления (например, ACCA, CPA, CMA, CIMA)xii, а также сертификаты по специализированным экзаменам Института внутренних аудиторов:
- CGAP - дипломированный аудитор государственных организаций.
- CCSA - дипломированный специалист по самооценке контроляxiii
- CFSA - дипломированный аудитор финансовых организацийxiv
RAQC – Russian Auditor’s Qualifications Certificate - квалификационный аттестат аудитора, выдаваемый Министерством финансов Российской Федерации, таким образом, на равных с указанными сертификациями, является одним из тех документов, которые позволяет засчитывать четвертую часть экзамена CIA.
Работа по аналогичному признанию других российских квалификационных аттестатов будет продолжена.
i См. статью Малыхина Д.В. «Подтверждение и повышение квалификации внутренних контроллеров и аудиторов банков» на интернет-сайте Института внутренних аудиторов
ii Анализ основных изменений в подходах к оценке достаточности капитала банка приведен, например, в статье Полтавцева А.Б. «Новое Соглашение о достаточности капитала и перспективы его реализации для российских банков» в «Аналитический банковский журнал», № 6, 2005 г., а также в статье Малыхина Д.В., Полтавцева А.Б. «Базель II» и повышение роли внутреннего аудита в банках«. «Банковское дело в Москве», № 10, 2005 г.
iii Подробнее о риск-ориентированном подходе см. в статье Малыхина Д.В., Тихомирова А.Ю., «Особенности функционирования внутреннего контроля и аудита в банках», «Бухгалтерия и банки», № 10, 2004 г.
iv См. пункты 4.6.2, 4.6.3 Положения Банка России от 16.12.2003 № 242-П
v Справка о нормативных актах, содержащих положения о внутреннем контроле и аудите, содержится в статье Малыхина Д.В. «Сравнение функций аудиторского комитета и ревизионной комиссии» на сайте Банкир.Ру
vi Международные профессиональные стандарты внутреннего аудита (редакция 2004 г.), в переводе на русский язык размещены на интернет-сайте российского Института внутренних аудиторов
vii Ходатайство составлено при помощи членов Института, экспертов Международной Финансовой Корпорации и аудиторских фирм КПМГ, ФБК, Эрнст энд Янг.
viii Перевод Временных правил проведения аттестации аудиторов на английский язык прилагается.
ix Подробнее см. здесь www.minfin.ru/audit/zs_nov_2005.htm
x The Institute of Internal Auditors (Институт внутренних аудиторов) является международной профессиональной ассоциацией внутренних аудиторов, объединяющей под своим началом более 100 тыс. человек более чем в 100 странах. Российский филиал Института образован в 2000 году.
xi Обобщение типичных вопросов о проведении экзаменов, подготовленное Малыхиным Д.В. и Сониным А.М. приведено здесь www.iia-ru.ru/goods/faqa.html и здесь www.bankir.ru/analytics/svk/216/40426
xii Полный перечень сертификатов, принимаемых в зачет, приведен здесь http://www.theiia.org/?doc_id=28 Информативный обзор наиболее распространенных сертификаций в области финансового менеджмента, учета и контроля приведен на интернет-сайте GAAP www.gaap.ru/education/certificate (при содействии компании HOCK Accountancy Training)
xiii Подробное описание этой сертификации, подготовленное Кудриным В. и Малыхиным Д.В., приведено здесь www.gaap.ru/education/certificate/CCSA
xiv Подробное описание этой сертификации, подготовленное Тихомировым А.Ю. и Малыхиным Д.В. приведено, здесь http://www.iia-ru.ru/doc/cfsa.doc и здесь www.bankir.ru/analytics/svk/216/31059