М.Павлов «Акционерные общества с участием государства. Совершенствование системы внутреннего контроля»
Раздел: Внутренний контроль
Акционерные общества с участием государства. Совершенствование системы внутреннего контроля.
М.И. Павлов, консультант по внутреннему аудиту и управлению рисками, член Института внутренних аудиторов, член Национального реестра профессиональных корпоративных директоров Российского института директоров
Опубликовано в журнале «Акционерное общество: вопросы корпоративного управления» №1 (140) 2016
В октябре 2015г. Росимущество провело конференцию и организовало круглый стол по теме «Совершенствование системы внутреннего контроля в акционерных обществах с государственным участием». Целью мероприятия было выявление приоритетных направлений и проблемных зон в области организации акционерного контроля, обобщение экспертных предложений по повышению эффективности контроля при реализации полномочий акционера.
Поручение по усилению контроля
В последнее время много говорится и об усилении контроля исполнения гособоронзаказа. Об этом, в частности, говорил Президент Российской Федерации В.В. Путин на заседании Коллегии Счетной палаты в январе 2015 года. Военное ведомство ужесточит систему контроля за расходованием средств на выполнение гособоронзаказа, сообщил 14.04.2015г. «Коммерсант» со ссылкой на замминистра обороны Татьяну Шевцову.
В начале текущего года Росимущество направило в ряд акционерных обществ с участием государства письмо с просьбой направить предложения по исполнению Поручения Заместителя Председателя Правительства РФ Д.О. Рогозина по подготовке и проведению корпоративных мероприятий по комплексной оптимизации системы корпоративного управления в обществах. В том числе, это касается усиления функции внутреннего контроля.
Действительно, внутренний контроль является важной составной частью корпоративного управления, определяющего принципы и правила взаимоотношений между акционерами обществ, членами советов директоров, работниками и другими заинтересованными сторонами и позволяющего акционерам и инвесторам контролировать деятельность руководителей обществ. Это вполне объяснимо, ведь государство (в лице Росимущества), являющееся основным акционером в обществах и доверившее исполнительному руководству обществ немалые материальные ресурсы для достижения их уставных целей, имеет право знать, как исполнительное руководство этими ресурсами распоряжается.
Государство считает (и вполне обоснованно), что усиление внутреннего контроля положительным образом должно повлиять на всю систему корпоративного управления в обществах с государственным участием. В сегодняшних, непростых, экономических условиях, через оптимизацию корпоративного управления, правительство ожидает получить повышение эффективности деятельности принадлежащих ему обществ.
Давайте разберёмся, как работникам обществ с государственным участием оправдать ожидания правительства и усилить внутренний контроль и, главное, кто и какое должен принять в этом участие? Для этого обратимся к регламентирующим документам.
Внутренний контроль и его субъекты
Действующее российское законодательство определяет внутренний контроль, как процесс, направленный на получение достаточной уверенности в том, что экономический субъект обеспечивает: а) эффективность и результативность своей деятельности, в том числе достижение финансовых и операционных показателей, сохранность активов; б) достоверность и своевременность бухгалтерской (финансовой) и иной отчетности; в) соблюдение применимого законодательства, в том числе при совершении фактов хозяйственной жизни и ведении бухгалтерского учета.
ругими словами, внутренний контроль это процесс, посредством которого акционеры и органы управления общества получают разумную степень уверенности в том, что общество достигнет поставленных целей наиболее эффективным образом, соблюдая при этом действующее законодательство и, что отчетность общества достоверна и полностью отражает все факты хозяйственной жизни. Внутренний контроль должен осуществляться на всех уровнях управления экономическим субъектом, во всех его подразделениях и в осуществлении внутреннего контроля должен участвовать весь персонал
Как видим, внутренний контроль это процесс (непрерывный), в котором принимают участие все работники (субъекты внутреннего контроля), от высшего руководства до последнего (по счету) сотрудника.
На первую часть вопроса – кто, мы ответили. Теперь разберемся в степени участия «субъектов» в усилении внутреннего контроля.
Участие в усиление функции внутреннего контроля. Практический аспект
Если посмотреть на процесс внутреннего контроля абстрактно, то мы увидим, что внутренний контроль – это отслеживание работодателем того, как работник исполнил порученную ему работу, качества выполненной работы, сроков исполнения. В роли работодателя и работника выступают, практически, все сотрудники любого общества. Например, бригадир сварщиков и сварщик, которому бригадир дал задание приварить фланцы к монтируемому трубопроводу. Или, мастер участка и бригадир электромонтажников, бригаде которых мастер поручил произвести монтаж электрооборудования на каком-либо объекте. Или, начальник участка или цеха и мастер, которому начальник поставил цель к определенному сроку закончить ремонт двигателя, и т.д. и т.п.
Почти каждый работник является, в одном случае, работодателем, а в другом случае - исполнителем. Там, где работник не является работодателем, например, тот же самый сварщик, он всё равно осуществляет контроль, контролируя самого себя. Этот процесс называется самоконтролем: работник, выполнив порученную ему работу, как правило, оценивает её качество.
Мы видим, что процессы внутреннего контроля «насквозь» проходят через все процессы в обществе. Они как – бы «вшиты» в процессы, являются их неотъемлемой частью и, следовательно, их осуществление является обязанностью сотрудников, участвующих в процессах. На сколько составляющих (подпроцессов) разделен общий большой бизнес – процесс, осуществляемый обществом, столько внутренних контролей должно осуществляться в обществе.
Процесс постройки, например самолета, состоит из десятков, а то и сотен тысяч подпроцессов и каждый этот подпроцесс кем-то должен контролироваться (и контролируется). Это и технологические процессы, и управленческие, и процессы подготовки отчетности: финансовой и управленческой, и другие.
Следовательно, если говорить о реализации Поручения по усилению внутреннего контроля, следует понимать, что это Поручение каждому сотруднику общества «более качественно исполнять свои должностные обязанности». Своего рода – наказ. То есть, нечего ждать, что кто-то или какая-то служба придет и усилит контроль. Просто, каждый сотрудник общества, на своём рабочем месте, должен, более ответственно, относится к исполнению своих служебных обязанностей! Это и есть «усиление внутреннего контроля». А профессиональное и качественное исполнение каждым сотрудником (субъектом внутреннего контроля) своих обязанностей и определяет степень его участия в процессе усиления функции внутреннего контроля.
Например, при составлении бюджета каждая планируемая цифра должна быть обоснована и подтверждена исполнителями, взявшими на себя обязательства по исполнению той или иной статьи бюджета. При анализе исполнения бюджета экономисты должны добиваться от каждого исполнителя объяснения причин отклонения от принятых обязательств. Информация должна доводиться до руководства. Систематическое, не формальное отношение к данной процедуре, выяснение причин отклонений, своевременное принятие соответствующих корректирующих мер усилит внутренний контроль процесса принятия и исполнения бюджетов, планов. Это будет способствовать повышению эффективности процесса бюджетирования.
Или другой пример. При реализации проекта по строительству какого-либо объекта необходимо регулярно проводить производственные совещания по соблюдению графика строительства. Выявлять факты несоблюдения сроков, анализировать причины таких отклонений, оперативно предпринимать соответствующие меры по исправлению выявленных нарушений. Это будет способствовать повышению эффективности процесса строительства.
Подразделение внутреннего контроля и его роль в усилении функции внутреннего контроля
Определив, что внутренний контроль является составной частью всех процессов, осуществляемых в обществе, сам собой отпадает вопрос о специальном подразделении внутреннего контроля, осуществляющего «контроль на всех уровнях управления», которое так любят создавать в российских компаниях.
Действительно, как могут специалисты (пусть даже высококлассные!) одного подразделения - подразделения внутреннего контроля, осуществлять контроль процессов, осуществляющихся ежеминутно сотнями (или тысячами и более) их коллег из других подразделений общества. Тут, какие титанические усилия ты не предпримешь, невозможно осуществить полный контроль. Ещё раз повторимся, что внутренний контроль осуществляется всеми сотрудниками и руководством обществ, во всех процессах, осуществляемых в обществах.
Роль подразделения внутреннего контроля, если уж оно создается, должна заключаться в методологическом обеспечении общества (сотрудников общества) и координации деятельности структурных подразделений по организации и осуществлению внутреннего контроля. Сотрудники подразделения внутреннего контроля должны быть, своего рода, «идеологами» процессов внутреннего контроля. Кроме того, целесообразно на это подразделение возложить и мониторинг исполнения планов корректирующих мероприятий, с целью их эффективного исполнения, разработанных по результатам проверок подразделений внутреннего аудита.
Подразделение внутреннего контроля должно быть структурным подразделением общества и подчиняться его исполнительному руководству.
Внутренние аудиторы и их роль в усилении функции внутреннего контроля
Внутренние аудиторы, функционально подчиняясь совету директоров, должны проводить, на регулярной основе, независимую оценку эффективности системы внутреннего контроля, то есть, другими словами, проверять качество исполнения сотрудниками и руководством своих должностных обязанностей в осуществлении внутреннего контроля, соблюдении технологических процессов, государственных и локальных нормативных актов. Специалисты подразделения внутреннего аудита должны извещать сотрудников и руководство обществ о выявленных недостатках, консультировать сотрудников и руководство при разработке плана корректирующих мероприятий и проводить мониторинг его исполнения. Цель мониторинга – доложить совету директоров об исполнении плана.
В заключение
Качественное и ответственное выполнение всеми сотрудниками, включая сотрудников подразделения внутреннего аудита, своих должностных обязанностей приведет к повышению «эффективности деятельности» каждого общества, как это и указано в Поручения Заместителя Председателя Правительства РФ Д.О. Рогозина и письме Росимущества.