ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ

Войти Регистрация

Достижение оптимального баланса между предоставлением гарантий и консультированием в деятельности внутреннего аудита

Раздел: Статьи российских авторов


Практические советы руководителей внутреннего аудита


(*В соответствии с Международными профессиональными стандартами внутреннего аудита, предоставление гарантий (Assurance Services) — объективный анализ имеющихся аудиторских доказательств в целях представления независимой оценки процессов корпоративного управления, управления рисками и контроля в организации.)


Материал подготовлен Ассоциацией «Институт внутренних аудиторов» 


Статья была опубликована в журнале "Акционерное общество", №12,2019, на сайтах Audit-it.ru и GAAP.ru


Должен ли внутренний аудит ограничиваться лишь предоставлением гарантий, или ему стоит активно участвовать в консультировании? Не нанесет ли вред консультационная работа независимости внутреннего аудита? Это одни из главных и дискуссионных вопросов, с которыми сегодня сталкивается внутренний аудит.

О том, как достичь оптимального баланса между предоставлением гарантий и консультированием, и на что стоит обратить внимание, рассказывают руководители по внутреннему аудиту крупнейших российских и зарубежных компаний.


Согласно результатам глобального исследования, проведенного Международным Институтом внутренних аудиторов (IIA), заинтересованные стороны хотят, чтобы внутренний аудит давал советы там, где это не вредит работе по предоставлению гарантий, т.е. основным обязанностям внутренних аудиторов. Области за пределами предоставления гарантий, которые наиболее часто указывались опрошенными (среди них был широкий круг топ-менеджеров и членов советов директоров), включают консультирование по вопросам совершенствования бизнес-процессов, содействие риск-менеджменту и мониторинг, предупреждение менеджмента о возникающих проблемах и меняющихся сценариях, выявление известных и новых рисков, изучение основ и методов управления рисками.


Надо отметить, что все руководители по внутреннему аудиту, поделившиеся своими взглядами на передовые практики по балансу между предоставлением гарантий и консультациями, отмечают приверженность поддержанию независимости их служб и приоритету услуг по предоставлению гарантий над другими видами деятельности. Они строят процессы и тактики таким образом, чтобы минимальные требования к предоставлению гарантий и обеспечению независимости были соблюдены, проконтролированы, снабжены достаточным количеством ресурсов и доведены до сведения аудиторского комитета. Как показывает практика, консультационные проекты могут составлять от 7% до 40% времени и ресурсов внутреннего аудита. В большинстве случаев руководители по внутреннему аудиту говорят, что соотношение гарантии/консультирование варьируется от 80 к 20 до 75 к 25.


Полный текст статьи читайте в ПДФ или на сайтах Audit-it.ru и GAAP.ru.